Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?
15 Декабря 2019, 23:45:39
Начало Помощь Поиск Войти Регистрация
Новости:

+  Форум Клуба-изостудии "Живой Карандаш"
|-+  Основные
| |-+  Галерея классиков
| | |-+  Борис Воробьев
« предыдущая тема следующая тема »
Страниц: [1] Вниз Печать
Автор Тема: Борис Воробьев  (Прочитано 7980 раз)
Aleks
Новичок
*
Сообщений: 9



Борис Воробьев
« : 26 Мая 2008, 19:47:10 »

Воробьев Борис (Исай) Яковлевич [06.11.1911  г. Томск -25.04.1990 г. Ленинград]- рус-ский (советский) скульптор-анималист. Один из ведущих скульпторов-анималистов Ле-нинградского фарфорового завода, заслуженный художник РСФСР, участник всесоюзных и международных выставок, работы находятся в музейных и частных коллекциях.
С 1932 по 1935 год учился в Московском строительном институте. На одной из выставок в 1935 году Борис Воробьев разделил первую и вторую премии с другим художником-самоучкой. Эту выставку случайно увидел приехавший из Ленинграда видный советский художник И. И. Бродский. Он и посоветовал двадцатичетырехлетнему архитектору, уже почти окончившему институт, начать серьезно учиться скульптуре. Такой же совет дал Воробьеву и один из крупнейших художников-анималистов В.А.Ватагин. А это было очень важно. Ведь именно иллюстрации Ватагина к киплинговской «Книге джунглей» были одним из главных толчков, побудивших Воробьева заняться анималистической скульптурой. И совет зрелого художника заставил молодого человека поверить в свое призвание.
В 1936 году Воробьёв оставил Москву  и поступил на скульптурный факультет Всерос-сийской академии Художеств в Ленинграде. В это же время началась его работа на знаме-нитом Ломоносовском фарфоровом заводе (ЛФЗ),  с которым он был связан долгие годы. Заканчивая Академию, Воробьёв первым в её многолетней истории осмелился нарушить непреложную традицию, в 1946 году представив и защитив в качестве дипломной работы не изображение человека, а вырезанную из дерева скульптуру волчицы. Он не только вы-держал борьбу с многочисленными апологетами соцреализма - противниками анимали-стики, но и приобрел достойных сторонников. Это событие стало знаковым в истории со-ветского искусства: с тех пор доступ "зверю" на официальные, а в те годы единственно возможные для художника выставки, был открыт.
Обучаясь в академии у В.Богатырева и А.Матвеева, Воробьев в то же время постоянно пользуется советами и помощью основоположников советской анималистической скульп-турной школы И.С.Ефимова и В.А.Ватагина. Влияние Ватагина на творчество Воробьева было особенно сильным.  С тех пор Воробьев всю жизнь зовет нежно и почтительно В.А.Ватагина - «батей». Старейший русский анималист был для него подлинным духов-ным отцом. Именно он помог Воробьеву найти свое истинное место в жизни.
Значительным было влияние и другого большого художника - Ивана Семеновича Ефимо-ва. Оно наглядно проявляется в крупных скульптурах Воробьева, ярким примером кото-рой является памятник «Лось» установленный в Мончегорске. Он выполнен в лучших традициях ефимовского направления анималистического искусства. Однако Воробьев не только следует урокам своих учителей, но и вырабатывает свою манеру интерпретации животного.
Воробьев всегда конкретен. Его животные индивидуальны и поэтому тоже характерны. Но у них, во-первых, совсем не человеческий характера именно характер животного, про-являющийся в повадках и внешнем облике, а во-вторых, в нем есть черты, как будто бы присущие только данной особи. Всегда создается впечатление, что Воробьев лепил не ка-кого-то барсука или медведя вообще, но именно этого, конкретного, хорошо ему знакомо-го, живущего тут же, рядом, и, наверное, запросто приходившего к Воробьеву на сеансы. Многие его произведения кажутся портретными, хотя мы прекрасно понимаем, что он ле-пил не с натуры потревоженного тигра или шипящую пантеру. Но, создав их как индиви-дуализированные, будто бы знакомые автору образы, он тем самым и зрителей, прибли-жает к этим зверям, сделав их и нашими знакомыми, заставив принять и полюбить их. Та-кова особенность манеры Воробьева, образная основа его творчества.
С 1936 работал в штате ЛФЗ, постепенно осваивая фарфор как материал. Скульптуры Бо-риса Яковлевича выбивались из общего помпезного ряда «орденоносной бронзы». Изо-бражая гордых и свободолюбивых животных: полных достоинства тигров и медведей, беркутов и барсов, пантер и мудрых орангутангов, он сознательно отказывался от воспе-вания «образа советского  человека» и его «усатых и бородатых» вождей. В 50-е годы Во-робьёв стал признанным мастером, участником многих российских и зарубежных выста-вок  (серебреная медаль на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 г., в 1959 г. - в Остен-де, Бельгия, и других), а его работы начали приобретать крупнейшие музеи. Однако всю свою жизнь он был вольнодумцем, отстаивавшим собственную независимость и прези-равшим конформизм в искусстве. Имя Воробьёва для любого коллекционера и исследова-теля искусства, ассоциируется с авторством превосходного по пластике и выразительно-сти анималистического фарфора. Скульптуры, растиражированные на ЛФЗ, до сих пор выпускаются на заводе. Они стали маркой завода и расходятся не только в России, но и по всему миру. Едва ли найдётся коллекция фарфора, в которой не была бы представлена пластика Воробьёва.
Помимо анималистики, широкую известность приобрели фарфоровые статуэтки Воробьё-ва, иллюстрирующие русские народные сказки и произведения Гоголя, Чехова, Михалко-ва. Взаимоотношения Воробьёва с администрацией ЛФЗ были достаточно сложными. Его драма - драма художника, работающего на советском фарфором заводе, была в том, что промышленному плановому производству не были нужны неспешно создаваемые произ-ведения высокого художественного уровня, а требовался, возможно, более широкий ас-сортимент фарфоровых штампов, отвечающих массовым вкусам обывателя. Художник, превращенный в крепостного, пытался спасти честь подлинной «фарфоровой скульптуры» перед тиражным «изделием из фарфора», а его авторское имя подменялось обезличиваю-щим клеймом завода.  В 1972 году  Б. Воробьёв, расстался с ЛФЗ, мечтая воплотить давно задуманные композиции в других материалах, прежде всего в любимом им дереве. За не-сколько лет он создал целый ряд значительных станковых произведений, большая часть которых теперь украшает коллекцию Дарвиновского музея в Москве.
Основная же работа, определяющая творческое лицо художника Бориса Яковлевича Во-робьева - это анималистическая скульптура. В этой области он создал свои наиболее удачные и значительные вещи. Своим творчеством он открывает нам красоту дикой при-роды, характер животного на воле, т. е. то, чего мы почти никогда не видим. Тем самым он утверждает значимость природы, пробуждает желание почувствовать ее, услышать ее голос. Фарфоровые „Бегемоты", „Львята" Воробьева проникли в тысячи квартир, украшая наше жилище, принося радость людям и напоминая им, что существует огромный, пре-красный и так часто забываемый нами мир природы — мир великой красоты и простых чувств, мир, из которого человек сам когда-то вышел и к которому ему необходимо при-общаться снова и снова.
К сожалению, многим планам Воробьёва не суждено было сбыться. Его неукротимый, мя-тежный характер, во многом схожий с чертами его величественных и грозных моделей, не смог уберечь его от тяжёлых конфликтов и переживаний, он был очень ранимым и чувст-вительным человеком. В 1980 г. Воробьёва настигла тяжёлая болезнь, лишившая его воз-можности самостоятельно двигаться, говорить и писать. В течение долгих и мучительных последних 10 лет жизни он мужественно сопротивлялся болезни, пытался рисовать и ре-зать по дереву левой рукой. Эти последние работы, хранящиеся у его родственников, яв-ляют собой своеобразный памятник его мужеству, подводя итог жизни этого удивитель-ного, талантливого, яркого и сильного человека

Записан
vector
Новичок
*
Сообщений: 7



Re: Борис Воробьев
« Ответ #1 : 29 Марта 2009, 17:51:58 »

Я считаю Воробьёва самым блистательным стиллистом в области скульптурной анималистики.
В Америке пруд-пруди всяческих статуэточек.
А вот шедевров пластического обобщения я тут не нашёл.
Борис работал на ленинградском фарфоровом заводе. Скульптуры его выпускались маленькими тиражами. Он сам их глазировал и много на этой стезе эксперементировал.
Сейчас в России его копируют, но это уже не шедевры.
Я пробовал найти в инете его работы, но меня вирусами запугали.
Попробуйте сами, если не боитесь.
Виктор Бахтин
Записан
Усова Наталья
Супермодератор
Завсегдатый форума
*****
Пол: Женский
Сообщений: 699



Re: Борис Воробьев
« Ответ #2 : 29 Марта 2009, 20:20:59 »

Отличная статья. Можно опубликовать в наших "Статьях"?  :)А где бы взять пару-тройку иллюстраций? Roll Eyes
Записан

Пусть тот художник, что не мыслит, себя художником не числит...
"Фауст" И.Гёте
Aleks
Новичок
*
Сообщений: 9



Re: Борис Воробьев
« Ответ #3 : 17 Апреля 2009, 21:36:04 »

Вот несколько его работ
« Последнее редактирование: 17 Апреля 2009, 21:38:57 от Aleks » Записан
Aleks
Новичок
*
Сообщений: 9



Re: Борис Воробьев
« Ответ #4 : 14 Марта 2010, 09:09:38 »

Отличная статья. Можно опубликовать в наших "Статьях"?  :)А где бы взять пару-тройку иллюстраций? Roll Eyes

Статья понравилась, что же не разместили в "Статьях"
Записан
Страниц: [1] Вверх Печать 
« предыдущая тема следующая тема »
Перейти в:  


Войти

Powered by SMF 1.1.13 | SMF © 2006-2011, Simple Machines LLC